Арт-Aрчевия: в итальянском регионе Марке есть уникальный городок с мини-копией «Ла Скала»

Фото: Франческо Джорджио

Есть такая Италия, про которую не знает 90% российских туристов, приезжающих в эту страну-музей. Она находится вне стандартных маршрутов типа Милан-Флоренция-Рим, и названия многих ее селений, разбросанных по горам и долинам разных итальянских регионов, большинству мало что скажут. Городок Арчевия – из этого ряда. Он не избалован бесконечными организованными автобусными турдесантами. Но это место, где многие найдут для себя тот пасторально-идеальный мир, который давно искали.

Население городка – всего пара тысяч жителей. Расположен он на холме с видом на долины рек Миса и Невола, в километрах 30 от морского побережья и 50 километрах от столицы региона Марке, Анконы. В принципе это совсем недалеко от «фабрики развлечений» под названием Римини – места, который коренные итальянцы ненавидят за «американизированную» развлекательную индустрию туризма. Но, двигаясь от морских курортов к Aрчевии, свернув с автострады, тянущейся вдоль Адриатики, попадаешь совсем в другой мир, в эпицентр пейзажей, которые заставляют на ходу нажать на педаль тормоза.

 

Удивительно: в список охраняемых ЮНЕСКО объектов в этой зоне вошли не дворцы или храмы, как везде, а именно … ландшафт! Это развернувшаяся на многие километры зона San Leo – господство импрессионистских пейзажей, будто специально сотканных для фототуров: холмы, долины, зеленые виноградники, ярко-голубое небо, оранжевые кукурузные, золотые пшеничные и фиолетовые лавандовые поля, «расчерченные» человеком так, что, сливаясь в один пазл, они буквально погружают в нирвану.

Это край, где раскинулись сельскохозяйственные угодья и испокон веков трудятся семьями потомственные земледельцы. Тут они возделывают органические посевы самой «правильной» твердой пшеницы для знаменитой итальянской пасты, а также ячменя, подсолнухов, лаванды, местной фирменной кукурузы Mays Ottofile di Roccacontrada. Уже в конце июня тут лежат рядами скошенные колосья и живописно скрученная в гигантские бобины солома. Аккуратные ряды фруктовых садов с деревьями-близнецами и виноградников, дающих изысканные вина Verdicchio, тянутся, кажется, до бесконечности.

Сама Арчевия возвышается над всем этим великолепием, потому что построена была в начале XII века на вершине холма как город-крепость, окруженный крепостной стеной и 10 замками — Авачелли, Кастильони, Питиккио, Лоретелло, Сан-Пьетро-ин-Мусио, Палаццо и другими. Как и многие другие поселения в Италии, он был устроен так, чтобы во времена завоевательных войн и необходимости без конца от кого-то защищаться иметь сверху хороший обзор местности и отражать нападение недругов.

Изначально Арчевия называлась по имени своего основателя «Рокка Контрада» и начала строиться во времена вторжения в эти края франков во главе с Карлом Великим. В последующие века кто только ею ни правил: было и проимперское владение, и господство папского кардинала, и междоусобные войны между богатыми родами, и снова владение церкви… Благодаря своему стратегическому положению в XIV веке, например, Рокка Контрада входила в число пяти важнейших городов своего региона. Неслучайно эта местность считается одной из самых богатых на археологические находки, а по ее улицам до сих пор гуляет ветер истории.

Свое нынешнее название городок получил в 1817 году от Папы Пия VII. Муниципальный герб по сей день отражает его военную мощь как замка-крепости. Жители Арчевии принимали активное участие в восстаниях Рисорджименто, а позже, во время Второй мировой войны, – в движении Сопротивления фашистам.

Сегодняшнее ее лицо, впрочем, уже давно перестало быть воинственным, и теперь Арчевию можно назвать, скорее, городом истории и искусств.

Она гордится своими уроженцами – миссионером-иезуитом, создателем грамматики и языка Аймара Лудовико Бертонио, средневековым художником Эрколе Рамаззани, скульптором Эдгардом Манучи, в честь которого в городе учрежден и ежегодно проводится один из самых известных в мире международных конкурсов студентов скульптурных факультетов академий искусств. Он привлекает таланты со всего мира. Так, именно победа в конкурсе позволила молодому питерскому скульптору Вячеславу Коваленко обосноваться в этих краях и даже поставить здесь по заказу местной мэрии памятник одному из здешних героев.

Тут частично сохранились могучие городские стены XIII-XVI веков, разводной мост от ломбардских мастеров, несколько сторожевых башен и оригинальных ворот — Римские, Санта Лючия и Врата Святого Августина. На главной улице, Корсо Мадзини, красуется Порта-дель-Сассо, круглая арка в стиле барокко, шедевр местного архитектора Арканджело Вичи. Неподалеку — внушительное здание Палаццо Коммунале, храм Мадонны дель Соккорсо с хранящимися в нем картинами выдающихся старых мастеров, громадный собор Сан Медардо, возведенный в честь покровителя городка, святого Медарда Нуайонского. Его праздник ежегодно отмечается 8 июня.

Улица имени Анджело Рокка названа в честь местного августинца, основавшего в средние века одну из первых публичных библиотек в Европе, «Анжелику» в Риме. В городке есть действующий монастырь, римские руины, белокаменная колокольня, военный мемориал перед церковью капуцинов и еще много других свидетелей прошлого. В бывшем францисканском монастыре Сан Франческо ди Паола городок хранит реликвию – фреску Богородицы XIV века. Этот монастырь стал сегодня культурным центром городка, в его древних подвалах сегодня проходят выставки, расположился исторический архив с 1800 пергаментами XIII-XVI веков, муниципальная библиотека, а выше – археологический музей.

Средневековой городок застроен настолько плотно, что по его улочкам в историческом центре проедет разве что Fiat-500. Гуляя по ним, оказываешься один на один с каменными стенами, хранящими отголоски древних легенд. Это нравится многим, неслучайно в последнее время тут стало селиться все больше иностранцев: немцев, финнов, русских, сбегающих сюда отдохнуть от мегаполисов. Достаточно подняться на вершину холма, где разбит сад Леопарди с гигантскими, безумно ароматными цветущими липами, и замереть от открывающегося панорамного вида на окружающие Апеннины, поля, черепичные крыши, спускающиеся донизу террасами, и тонкую блестящую полоску моря вдали, на горизонте.

Самое поразительное, что удалось увидеть во время поездки в Арчевию, впрочем, даже не это. Выяснилось, что именно эти края выбрали в прежние времена для своих летних резиденций знатнейшие итальянские рода, аристократы, чьи дворцы тут существуют до сих пор – Монтефельтро, Делла Ровере, Чибо, Маннелли-Пьянетти, Ансельми. А эта местная знать, живя вдали от Милана и Рима, явно не хотела отставать от столичного бомонда и ни в чем себе не отказывала. Так, в Арчевии я с удивлением увидела Мисский муниципальный театр, небольшую архитектурную жемчужину, своего рода мини-копию «Ла Скала»: подковообразный партер, обитые красным бархатом кресла мест на 200, трехъярусные балконы с десятками лож, величественный занавес и роскошный расписной потолок! Увидеть такой в небольшом селении никак не ожидаешь — это все равно, что где-нибудь за тысячу километров от Москвы наткнуться на мини-копию Большого театра…

Мисский театр, как оказалось, был устроен в стенах Палаццо дей Приори, здания XIV века, учениками известного архитектора Пьетро Джинелли, автора самых красивых театров в регионе, а прекрасно отреставрирован был сравнительно недавно. Сегодня он принимает спектакли, кинофестивали, концерты и, кажется, готов принять «звезд» первой величины!

Вторым удивительным открытием стал еще один дворец эпохи Возрождения, расположенный по соседству, на той же центральной улице Мадзини – Палаццо Маннелли, великолепное здание, построенное в XVI веке епископом Джироламо Маннелли и его племянником. Украшенное элегантным порталом с гербом на изысканном фасаде, оно, как оказалось, тоже имеет интересную историю, отчасти напоминающую историю Ромео и Джульетты. Изначально во дворце располагалась резиденция епископа, затем он был перестроен и поменял собственника — после того, как последняя представительница рода Маннелли Сусанна в 1702 году вышла замуж за маркиза Кардоло Пьянетти ди Ези. Семья Маннелли была категорически против этого брака, который положил начало длительной вражде между двумя родами. А дворец, доставшийся-таки в наследство Сусанне и ставший называться по имени ее мужа «Палаццо Пьянетти», в конце концов, опустел, был разорен, продан, затем перешел под патронат местной мэрии как памятник культуры, а последние десятилетия оставался позабыт-позаброшен.

Год назад мэрия все же решила отреставрировать дворец и, что любопытно, доверила это не кому-нибудь, а нашему соотечественнику, московскому предпринимателю Евгению Мамулову, продвигающему в России итальянскую моду. Ему передали раритет в доверительное управление, как это нередко делается сейчас в Италии с объектами, на самостоятельное восстановление которых у местных администраций нет достаточных средств. Меценат сейчас завершает реставрацию дворца, и он уже почти готов снова стать местом изысканных деловых собраний и семейных церемоний, роскошных бракосочетаний, выставок и культурных фестивалей.

Можно уже сегодня подать заявку и провести в Палаццо Маннелли-Пьянетти торжество, которое станет точно незабываемым. В нем есть такие раритеты, которые больше не увидишь нигде — например, монументальный камин из красного гранита, барельеф с изображением герба дома Маннелли и позолоченной цитатой из Книги Экклезиаста в парадном зале. Несколько роскошных комнат, богато украшенных цветными гобеленами и фресками с изображениями мифических персонажей. На одном из трех живописных полотен Джованни Батисты Пастора, украшавших когда-то залы дворца, изображен Иоанн Креститель, две других сейчас ожидают реставрации на родине Рафаэля, в Урбино.

Обновленный дворец добавил Арчевии еще немного духа искусства, которым и так достаточно пропитан городок. В нем ежегодно происходят самые разные культурные события, самые известные из них — Arcevia Jazz Festival и «AR[t]CEVIA International Art Festival». Последний – художественный проект, для названия которого его инициаторы технично вставили букву «t» в имя самого городка, превратив его, таким образом, в «арт»-объект. Фестиваль собирает художников разных стран, жанров и стилей. В городке действует также «Центр художественной документации для мира», в котором размещены коллекции графических работ более десятка живописцев.

Конечно, помимо арт-событий, тут не обходится, как и везде в Италии, без ежегодных местных колоритных гастрономических праздников – трюфелей, улиток, винограда. Пройти мимо местных «котекино», «маззафегати», «винчиграсси» и десертов по древним крестьянским рецептам трудно. В окрестностях есть все для агро- и экотуризма, в часовой доступности — такие достопримечательности, как Сантуарио ди Лорето со знаменитой «Черной мадонной», Ассизи, Урбино, Перуджа, Пезаро, гроты Фразасси, святилище Мадонны делле Грацие, покрытые бронзой дворцы города Пергола, крепость Мондавио, музей монастырского искусства Серра-де-Конти, легендарный Рубикон, который когда-то пересек в этих краях Юлий Цезарь в своих завоевательных походах и многое другое. Не случайно мэр Арчевии, озаботившийся об удобстве для туристов и поддержавший обустройство специальной зоны для парковки кемперов рядом с историческим центром, получил в 2008 году признание как «Друг странствующего туризма». Туристам здесь рады – российским в том числе, тем более что прямых рейсов из Москвы в самый ближний аэропорт Римини множество. А чтобы увидеть Арчевию, достаточно просто оторваться от пляжа…

Фото

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.